Перейти на главную страницу >>

Ассоциация «Станкоинструмент» приняла участие в Международном экспортном форуме «Сделано в России»

Ассоциация «Станкоинструмент» приняла участие в очередном этапе Международного экспортного форума «Сделано в России», который прошел в Российском экспортном центре 14 ноября 2019 года в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». По сравнению с предыдущими этапами, нынешнее мероприятие значительно расширилось и приняло масштабный характер. Всего на форум было аккредитовано свыше 3000 участников из 50 стран. Специалисты Ассоциации приняли участие во всех значимых мероприятиях форума.



Панельная сессия «Новые механизмы поддержки экспорта»
Среди выступающих — Лоуренц Видмер, глава швейцарского «Центра Содействия Бизнесу», рассказал о швейцарском опыте, отметив, что их центр ведет работу, прежде всего, с субъектами МСП, которые не имеют собственных возможностей серьезного анализа внешних рынков и подбора потенциальных покупателей.

Роман Смагин, председатель правления Росэксимбанка, рассказал о финансовых проблемах выхода на экспорт российских компаний, анонсировал новую программу экспресс-гарантии возврата НДС (12 дней вместо 3 месяцев под 2,5%), новую программу финансирования расходов на закупку сырья и комплектующих под 5% годовых для высокотехнологичной продукции.

Андрей Нарышкин, директор по развитию зарубежной сети РЭЦ, рассказал о работе РЭЦ по поиску и подбору иностранных покупателей и российских поставщиков для российской продукции, организуя зарубежные бизнес-миссии. В 2018 году миссий было 12, в 2019 — 50, а в 2020 году планируется уже свыше 100. Также он вкратце рассказал о поддержке выставочной деятельности, сообщив, что в 2018 году РЭЦ поддержал 74 выставки, в 2019 году — 108, а в 2020 году запланирована поддержка свыше 120 выставочных мероприятия.

Особый интерес вызвало выступление Ирины Макиевой, зам. председателя ВЭБ и генерального директора «Фонда развития моногородов», которая рассказала об исключительно благоприятных условиях создания бизнеса на территории моногородов, которых сегодня насчитывается 321 в 61 субъекте федерации. В частности, Ирина рассказала о программе льготного займа для инвестпроектов на территории моногорода под 0% годовых сроком до 15 лет, об особом правовом режиме ведения предпринимательской деятельности, включающего льготное налогообложение (пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, возможность не уплачивать налог на имущество организаций и земельный налог), облегченный порядок осуществления контроля и надзора. Также она анонсировала бренд «Сделано в Моно», который является своего рода аналогом бренда «Сделано в России».



Презентация информационной системы «Одно окно»
Алексей Михайлик, директор по информационным технологиям РЭЦ, представил программу Российского экспортного центра по созданию большого инструмента по организации взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и субъектов международной торговли с органами государственной власти, в том числе контролирующими органами и иными организациями в электронной форме по принципу «одного окна» на базе цифровой платформы РЭЦ. В этот инструмент интегрированы и информационная система «Реестр экспортеров», представляющая собой расширенный список компаний-экспортеров, и «Навигатор экспортера» — программа подбора контрагентов экспортных контрактов на основе глубокого постранового анализа рынков. Обе программы сейчас присутствуют на сайте РЭЦ и работают в тестовом режиме, в прошлом году мы информировали наши предприятия об их запуске.

План создания этого грандиозного инструмента стартовал в 2018 году как результат прошедших летом 2018 года «Проектных мастерских» по анализу ВЭД. В нынешнем, 2019 году, завершается интеграция с институтами государственной власти и разработка платформы «Одного окна». В следующем, 2020 году планируется дополнить систему правилами таможенного регулирования, валютного и экспортного контроля. Завершение работ и запуск программы запланирован на 26 ноября 2021 года, после введения в систему модулей анализа рынков, информации по сертифицированию и лицензированию продукции на разных рынках.



Панельная сессия «Единая система продвижения экспорта за рубежом и в субъектах Российской Федерации»
Заместитель министра Минпромторга Василий Осьмаков рассказал, что Минпромторг и РЭЦ начинают открывать торговые представительства за рубежом. Поскольку Минпромторг государственное учреждение и не может оказывать финансовую помощь и осуществлять кадровый ресурс, то организуется связка между РЭЦ и торгпредствами. Для этого необходимо освободить торговые представительства от бумажной работы и бюрократии через цифровое взаимодействие между торгпредствами, бизнесом и министерством. Всего планируется открыть около 100 торговых представительств. Уже открыты торгпредства во Вьетнаме, Германии, Узбекистане, Индии, Китае, Сингапуре, Турции. В ближайшее время планируется открыть представительства в Азербайджане, Иране, Казахстане и Индонезии.

Для продвижения продукции необходима установка СРМ системы, в том числе БИТРИКС-24 на предприятиях, которые хотят экспортировать свой товар с помощью торговых представительств.

В своем выступлении Игорь Жук, старший вице-президент РЭЦ, сказал, что назрела необходимость создания единой системы продвижения нашей продукции. Он также отметил, что сегодня каждый экспортер должен собрать около 70 документов, что создает большую бюрократическую проблему. Для решения этой проблемы РЭЦ ведет разработку программы «Единого окна».

Он также сказал, что хотя РЭЦ продолжит субсидировать расходы на транспортировку, создание бизнес-миссий, и выставочную деятельность, но акценты будут смещаться на деловые встречи.

Сергей Борисов, председатель Попечительского совета «Опора России», в своем выступлении отметил, что РЭЦ хоть и создал целый ряд инструментов поддержки и получил первый положительный эффект, но при этом как бы «собрал все сливки, которые им интересны», и в будущем эти темпы не сохранятся, т.к. при отсутствии инноваций, российская продукция не конкурентоспособна с западной. Он также отметил, что доля и влияние малого бизнеса в России низка, среди предприятий малого бизнеса инновационными технологиями занимаются только 4% компаний, поэтому сейчас у нас, по сути, нет продуктов для выхода на зарубежные несырьевые рынки. Минпромторг считает, что к 2024 году надо увеличить долю малого и среднего бизнеса на 60%. Однако сегодня компании малого и среднего бизнеса крайне уязвимы и слабо защищены в правовом поле, подвержены постоянным проверкам и разного рода отчетам.

В 3 квартале РЭЦ поддержал 1700 компаний, а за весь год — 3500. Поэтому нужна программа Минпромторга по развитию технологических компаний малого бизнеса во всех отраслях, особенно компаний, занимающихся инновационными разработками и производящих высокотехнологичную продукцию. Таким образом, считает Сергей Борисов, без ученых, без университетов, без вложения в разработки, без финансовой помощи нам «не перейти границу».

Обращаясь к цифрам, Сергей Борисов привел для сравнения такие данные: в прошлом году Россия подала 963 международных патента, США — 56 тысяч, Китай — 53 тысячи. Международный патент — это один из основных инструментов завоевания новых рынков.

Панельная сессия «Электронная торговля: как выйти на экспорт в эпоху «цифры»
Здесь особо запомнилось выступление Дмитрия Малярова, директора по развитию компании SAP Aribа, которая является мировым лидером в разработке бизнес процессов.

На прошедшем в этом году Петербургском форуме компания подписала меморандум с РЭЦ по обучению персонала российских компаний с целью рассказать им как правильно работать на рубежных рынках.

SAP Aribа — это не просто электронная площадка, а бизнес-сеть, которая объединяет закупщиков и поставщиков, и позволяет осуществлять не только закупки, но и позволяет поддержать весь цикл закупки, т. е. сама электронная площадка, это верхушка айсберга, а внутри есть весь комплекс поддержки процесса закупок, всей документации и всей аналитики. Это В2 В площадка. Это 3 триллиона долларов, это более 4 млн. компаний по всему миру (70%). Регистрация бесплатная и это дает получить доступ к большому количеству тендеров, выставочным каталогам продукции, попадать в поиск крупных компаний по всему миру. Если промышленная компания на SAP Aribа, то можно через SAP Aribа делать постпродажное обслуживание, а это огромная помощь для оборудования, которое имеет длинный цикл эксплуатации, и это беда российского машиностроения.

Бизнес-диалог «Россия-Германия: Инструменты вывода на российский рынок ФРГ российских инновационных компаний»
В своем выступлении Йенс Бёльман, руководитель Контактного Бюро для малого и среднего бизнеса по России, рассказал, что в их ведении находится 97% всех компаний Германии и пригласил к общению с ними российские компании. Он отметил, что сегодня Германия — это самый большой рынок в Европе, поэтому входить на европейский рынок лучше всего именно через Германию.

Йенс сказал, что для того, чтобы зайти на немецкий рынок продукты компании должны отвечать вполне типичным требованиям: сертификаты соответствия, качество, количество, надежность, сервис и цена. Он также отметил, что компании абсолютно необходим качественный интернет-сайт на английском языке.



Мастер-класс «Школа экспортера»
Прошла презентация новых курсов, которые будут проходить онлайн в декабре 2019 года на площадке РЭЦ, в том числе по «10 типичных ошибок компаний-участников выставок и ярмарок».

Ведущие мастер-класса особо отметили, что компания, стремящаяся выйти на зарубежные рынки, прежде чем ехать на международные выставки должна иметь свой корпоративный вебсайт, чтобы он был рабочим, постоянно обновлялся, содержал только актуальную информацию. Также крайне важно иметь корпоративный почтовый адрес (адрес типа mycompany.ru), сегодня пользоваться для работы бесплатной почтой (Гугл, Яндекс, Майл, Рамблер и т. д.) воспринимается как моветон, показывающий, что у компании нет ни денег на корпоративную почту, ни понимания современных информационных инструментов. Кроме того, регистрацию на многие международные мероприятия можно осуществить только с корпоративного почтового адреса, бесплатные почтовые адреса там заблокированы. Также было особо подчеркнута важность присутствия на выставочном стенде компании только квалифицированных специалистов, способных грамотно рассказать обо всех продуктах компании и тех технологиях, которые использованы при их производстве. Это, несомненно, будет привлекать потребителя.



Пленарное заседание «Россия в современной мировой торговле: как раскрыть потенциал»
Андрей Слепнев, генеральный директор Российского экспортного центра, в своем докладе рассказал о важности электронных площадок для развития бизнеса, о создании единой системы поддержки предприятий.

Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ, рассказал, что сейчас в мире идет спад глобальной торговли, если в 2009 году наблюдался рост 4,9%, то в 2019 году рост составил всего 1,2%, что является прямым следствием торговых войн между государствами. Сегодня у России нет преференций, поэтому нужны соглашения между торговыми альянсами или между странами. Россия, как член Евразийского Союза, имеет ряд соглашений о зоне свободной торговли с несколькими странами, такими как Вьетнам и Сингапур. Через них нам открывается дорога в другие страны, которые допускают на свои рынки продукцию из Вьетнама и Сингапура.

Мантуров также отметил, что в машиностроении российский экспорт будет основываться на развитии базовой отрасли металлургии и химической продукции. И здесь главным инструментом выступит создаваемая сегодня в РЭЦ программа «Одного окна».

Мантуров также сказал, что нацпроект «Международная кооперация и экспорт» имеет такие цели как:
  1. Увеличить к 2024 году общий объем кредитов на поддержку проектов по увеличению конкурентоспособности предприятий до 7,5 трлн. рублей. Прошел первый тур, где поддержка составила 2,5 трлн. рублей. В феврале 2020 года пройдет второй тур.
  2. Создать меру поддержки предприятий через компенсацию затрат на лизинг оборудования в сторону расширения номенклатуры промышленных предприятий.
  3. Активное продвижение отечественной продукции через коллективные стенды России на международных площадках, выставках, особенно для тех компаний, которым сложно профинансировать данные мероприятия самостоятельно.
  4. Необходимо сохранить поддержку по компенсации затрат на сертификацию. Минпромторг подготовил и внес на рассмотрение в правительство документ по компенсации затрат на участие в зарубежных рынках. Это заложено в универсальные субсидии на НИОКР, где предусматривается не механизм компенсации процентов, а компенсация понесенных затрат до 50% на проведенные НИОКР.
  5. Система мер поддержки законодательства, в том числе валютного. Касается и НДС (с 1 июля 0% для экспортеров), и получение валютной выручки (включается льготный режим) и т. д.
  6. Совершенствование логистики, т. е. модернизация Транссиба и БАМа, для эффективных грузоперевозок с запада на восток и обратно.

Фрагмент пленарного заседания, выступление Д. Мантурова:
Все новости Новости Ассоциации Отраслевые новости