Наличие сертифицированной СМК является наглядным и убедительным подтверждением стабильности компании и высокого качества ее продукции или услуг. Доказано, что предприятия с сертифицированной СМК работают в 3-4 раза эффективнее по сравнению с остальными.
Тенденция стремительного роста сертификации систем менеджмента качества связана как с внешними причинами (требование заказчика, повышение конкурентоспособности), так и внутренними. К важным внешним причинам следует отнести тот факт, что многие системы сертификации включают сертификацию систем менеджмента качества в процедуры сертификации продукции.
В настоящее время в глобальном масштабе наиболее распространена сертификация по международным стандартам на системы менеджмента качества (ISO 9001). Особенностью стандарта ISO 9001 является то, что он предъявляет требования к системе организации управления производством, которое и влияет на качество продукции и услуги компании. Система менеджмента качества является частью всей системы менеджмента организации и направлена на удовлетворение всех заинтересованных сторон, особенно потребителей организации. Основными требованиями к системе менеджмента качества является соответствие качества продукции требованиям нормативно-технических документов, обеспечение стабильного качества производства или оказания услуг.
Однако, помимо оптимизации процессов внутри компании, возможности влиять на результат, повышения уровня производства, внедряя систему менеджмента качества по международным стандартам серии ISO 9000, предприятие получает реальный инструмент для подтверждения своей профессиональной компетентности, повышения престижа и авторитета компании.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015 основан на принципах менеджмента качества, описанных в ИСО 9000. Описание включает формулировку каждого принципа и обоснование, почему принцип важен для организации, а также некоторые примеры преимуществ, связанных с принципом, и примеры типичных действий по улучшению результатов деятельности организации при применении принципа.
Принципы менеджмента качества:
- Ориентация на потребителя;
- Лидерство;
- Взаимодействие людей;
- Процессный подход;
- Улучшение;
- Принятие решений, основанных на свидетельствах;
- Менеджмент взаимоотношений.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015 направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы способствует результативности и эффективности организации в достижении намеченных результатов. Этот подход позволяет организации управлять взаимосвязями и взаимозависимостями между процессами системы, так что общие результаты деятельности организации могут быть улучшены. Процессный подход включает в себя систематическое определение и менеджмент процессов и их взаимодействия таким образом, чтобы достигать намеченных результатов в соответствии с политикой в области качества и стратегическим направлением организации.